В современных автомобилях, оборудованных дизельными двигателями, с повышением экологических требований, сажевый фильтр в системе выпуска отработанных газов становится обыденностью. Внешне этот компонент напоминает ещё один резонатор на выхлопной трубе, установленный после выпускного коллектора. Его наличие на приборной панели обозначает предупреждающую лампу DPF, сигнализирующую о забитости фильтра. Когда лампа DPF загорается, это указывает на то, что фильтр заполнился сажевыми частицами.

Основная функция фильтра — задерживать сажу, которая неизбежно присутствует в выхлопных газах дизельных двигателей. Самоочищение происходит путем сгорания отложений при достижении температуры выхлопа свыше 600°C, что обычно происходит во время длительных поездок на трассе или при высоких оборотах в спортивном режиме. Особенно критичным для забивания фильтра является режим «старт-стоп», а так же при запуске холодного двигателя выброс сажи максимален. В условиях городского движения, где температура выхлопа редко превышает 400°C, очистка фильтра становится практически невозможной. Постоянное движение в городских условиях приводит к постепенному накоплению частиц сажи и затруднению прохождения выхлопных газов через сажевый фильтр, что негативно сказывается на тяге и мощности двигателя, а также увеличивает расход топлива.

Признаки забитого сажевого фильтра:

  • Включение индикатора DPF на приборной панели
  • Снижение тяги и мощности двигателя
  • Увеличение расхода топлива

При первых симптомах забитого фильтра необходимо немедленно выехать на свободное шоссе и прокалить сажевый фильтр на высоких оборотах двигателя, чтобы попытаться сжечь скопившиеся отложения. Если же фильтр сильно загрязнен и подобные меры не помогают, потребуется его физическая очистка или даже замена, что включает в себя демонтаж выхлопной системы.

Профилактика — лучший способ избежать проблем с сажевым фильтром. Частые короткие поездки способствуют быстрому загрязнению, поэтому рекомендуется хотя бы раз в неделю совершать длительные поездки, которые позволят прогреть до выпускной тракт автомобиля и «прожечь» сажевый фильтр. Кроме того, важно использовать качественное дизтопливо, поддерживать чистоту топливной системы, правильно подбирать моторное масло и соблюдать межсервисный интервал.